Что сегодня происходит с белорусским рынком грузоперевозок
Польша в конечном итоге не закрыла свою границу с Беларусью полностью, несмотря на угрозы сделать это. Тем не менее, грузовые перевозчики начали активнее сотрудничать с азиатскими странами, хотя и там ситуация далеко не простая.
В июне Варшава подтвердила свое намерение закрыть последние два действующих погранперехода с Беларусью, при этом власти отмечали, что окончательное решение будет принято после анализа возможных экономических последствий.
На данный момент из шести пограничных пунктов между Беларусью и Польшей функционируют только два: «Кукурыки – Козловичи» для грузовиков и «Тересполь – Брест», который предназначен для легковых автомобилей и автобусов.
Любопытно, что весной Польша рассматривала возможность открытия одного из закрытых пограничных пунктов — КПП «Бобровники – Берестовица». С такой просьбой обратились местные коммерсанты, потерявшие клиентов из Беларуси и понесшие значительные убытки.
Тем не менее, июнь показал, что надежды на открытие одного из КПП не стоит питать. Напротив, последовало подготовка к закрытию всех пограничных переходов на границе с Польшей.
В июле Варшава вновь подняла вопрос, касающийся грузового транспорта, но так и не смогла осуществить свои планы.
Однако новые ограничения все же начали действовать: таможенный контроль на границе с Беларусью стал более строгим. Это в первую очередь затронуло железнодорожную станцию «Малашевиче», по которой проходит большинство транзитных грузов из Китая в Европейский Союз. Со временем более жесткие меры контроля были введены также и для грузовых автомобилей на КПП «Кукурыки – Козловичи».
«Новости о закрытии КПП или других ограничениях на европейской границе уже достаточно спокойно воспринимаются в среде перевозчиков и грузоотправителей. Тенденция такова, что сейчас из-за все новых осложнений на границе с ЕС чаще ищут не обходные пути, а новых поставщиков. И находятся они обычно в Азии», – пояснила Солдатенко.
За летний период Европейский Союз и Беларусь вновь обменялись новыми ограничительными мерами. Так, например, Евросоюз ввел запрет на транзит грузов с белорусскими номерами через свою территорию с использованием прицепов и полуприцепов.
«Это значит, что теперь перевозчики не могут пользоваться методом перецепки грузов: когда товар до границы везут на белорусском тягаче, а там перецепляют на зарегистрированный в ЕС. Этот метод пользовался популярностью после запрета на передвижение по территории Евросоюза фур, зарегистрированных в Беларуси и России. Остался только вариант “перегруза”, когда товар из одного прицепа перегружают в другой. Но это дольше, затратнее и не для всех категорий товаров подходит”, – говорит Солдатенко.
С августа вступил в силу новый запрет, касающийся деятельности транспортных компаний с белорусским капиталом в пределах Европейского Союза. Этот запрет затрагивает юридические лица, зарегистрированные в странах ЕС, если доля белорусских владельцев превышает 25% и такие компании были учреждены после 8 апреля 2022 года. Однако ограничения не касаются фирм, владельцы которых имеют двойное гражданство или являются гражданами Беларуси с временными или постоянными видами на жительство. Литва и Польша уже заявили о своем намерении провести проверки транспортных компаний на своих территориях с целью выяснить источники их капитала.
«Надо отметить, что европейские перевозчики всерьез озадачены многими новыми санкционными требованиями и реалистичностью их выполнения. Так, например, литовская национальная ассоциация автоперевозчиков высказала мнение о невозможности исполнять все санкционные требования. В частности – требование к перевозчикам предоставлять точную информацию о конечном получателе груза и давать гарантии, что он не попадет в страну, которой адресованы санкции. Отмечают, что у перевозчиков просто нет полномочий на то, чтобы это делать. А вот у таможенных служб и других органов власти – есть», – прокомментировала Солдатенко.
Европейский Союз ввел дополнительные ограничения на импорт и экспорт товаров в Белоруссию и из нее. В ответ на это Минск также обновил свои списки запрещенных товаров для ввоза из так называемых недружественных стран. Под эти ограничения попали товары из Австралии, Новой Зеландии, всех стран Европейского Союза, Канады, Лихтенштейна, Норвегии, Соединенных Штатов и других западных государств.
В перечень запрещенных товаров вошли, например, полиэтилен высокого давления, шины, OSB-плиты, фанера, различные столярные и плотницкие изделия, санитарно-гигиенические принадлежности, а также бумага и картон, стекловолокно и многое другое. Список для продукции, производимой в Польше, Чехии, Литве, Латвии и Эстонии, дополнен такими товарами, как сумки и чемоданы, обои, керамическая плитка, сантехнические изделия, холодильники, стиральные машины, подгузники и пеленки.
С транспортировкой товаров в Кыргызстане также возникли трудности. Система безразрешительных перевозок, внедренная в феврале, не функционирует должным образом. В августе Белорусская ассоциация международных автоперевозчиков заявила, что на практике органы транспортного контроля Кыргызстана продолжают настаивать на необходимости наличия оформленных разрешений для белорусских перевозчиков.
«Эти сложности возникли еще в апреле. Тогда Минтранс Беларуси заявил, что занимается урегулированием ситуации, рекомендовав белорусам использовать разрешения во избежание проблем. Но ситуация до сих пор осталась нерешенной», – констатировала Солдатенко.
Летняя работа на маршрутах, проходящих через Кыргызстан, стала дороже. Это вызвано введением правительством страны новых таможенных сборов на транзитные грузы, которые составляют 0,4% от их таможенной стоимости. Однако существует минимальный предел в 5 расчетных показателей и максимальный — 2500 таких единиц.
Источник: sputnik.by